В зависимости от целей выдачи характеристика с места работы на сотрудника может быть запрошена самим работником, руководителем или сторонней организацией. Документ составляется кадровой службой при участии непосредственного начальника и может быть предоставлен по месту требования.
Что такое характеристика с места работы на сотрудника? Характеристика с места работы представляет собой документальное описание квалификационных и личностных качеств работника, его трудовую биографию. По общему правилу подготавливает его работник кадровой службы, но основная роль по содержанию отводится непосредственному руководителю сотрудника.
Когда может потребоваться?
Характеристика может быть использована внутри организации или запрошена иными структурами. Она требуется для следующих целей:
- при переводе работника на другое рабочее место;
- при рассмотрении вопроса о дополнительном премировании, награждении, повышении в должности;
- для прохождения аттестации;
- по запросу органов опеки и попечительства, учебного заведения, где сотрудник проходит обучение без отрыва от производства, судебного органа и т.д.;
- для представления по новому месту работы.
В первых трех ситуациях характеристика является внутренним документом, отражающим качества работника для принятия решения внутри организации. Выдается также по запросу сторонних организаций и по заявлению самого работника.
Как правильно составить?
Основная роль по составлению характеристики на сотрудника отводится специалисту по кадрам. Он отразит все необходимые данные о стаже, образовании и т.д. Но наиболее точно опишет личностные и профессиональные качества непосредственный начальник того, на кого составляется документ.
Именно начальник владеет полной картиной того, какие сильные и слабые стороны сотрудник показал за время работы. А также опишет профессиональные достижения, которые могут повлиять на принятие решения, например, о награждении, премировании и т.д.
По содержанию в характеристике должны быть следующие пункты:
- наименование документа, его номер в соответствии с регистрацией корреспонденции внутри учреждения;
- наименование организации, выдавшей характеристику;
- фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, на кого составлено описание;
- образование, полученное и подтвержденное соответствующими документами;
- должность и трудовой стаж работника;
- сведения о профессиональных и трудовых навыках, выполняемых обязанностях по текущему месту работы;
- личностные качества сотрудника, отношение к работе и в коллективе;
- сведения о взысканиях и поощрениях;
- цель, с которой составлена характеристика;
- дата выдачи и подпись работника отдела кадров или руководителя, печать организации.
Текст должен излагаться в деловом стиле, отражать только необходимые сведения и факты. Повествование должно вестись от третьего лица, давать оценку человеку, на которого выдана характеристика.
Примеры
Цель оформления документа может быть любая, но содержание подчиняться общим правилам. Рассмотрим примеры характеристик, часто применяемых на практике. Наиболее популярны варианты в нейтральном и положительном ключе. Они используются для внутренней оценки работника и предоставления во внешние организации.
Выдана Максимову И.И., 01 февраля 1977 года рождения, старшему менеджеру отдела снабжения.
Максимов И.И. работает в ООО «ППП» с 03 марта 2003 года по настоящее время. Имеет высшее образование по направлению «Менеджмент», закончил ПГТУ. Женат, воспитывает сына.
Максимов И.И. обладает достаточными знаниями по специальности, стремится к профессиональному развитию и росту. За время работы неоднократно направлялся на курсы повышения квалификации.
Развиты навыки ведения деловых переговоров. Всегда нацелен на получение результата, готов к принятию самостоятельных решений. Зарекомендовал себя ответственным работником, способным нести ответственность за свои действия и работу подчиненных.
В общении с коллегами тактичен, вежлив. Пользуется уважением в коллективе.
Не имеет нареканий от руководства. Дисциплинирован, взысканий не имеет.
Характеристика может иметь и негативный оттенок, если сотрудник обладает отрицательными чертами для данного места работы. Такой документ будет учтен, например, для прохождения аттестации и принятия решения о занимаемой должности.
Выдана Петровой О.Л., 06 июня 1966 года рождения, менеджеру по продажам.
Петрова О.Л. занимает должность менеджера по продажам, в соответствие с которой должна выполнять следующие обязанности: взаимодействие с клиентами, реализация продукции предприятия, поиск новых каналов сбыта продукции, ведение базы контрагентов, поддержание клиентов на всех этапах сделки, составление плана продаж.
Петрова О.Л. имеет высшее образование по направлению «Менеджмент», окончила ____, но за время работы не проявляла интереса к профессиональному развитию. Ей неоднократно предлагалось пройти курсы повешения квалификации за счет работодателя, но она отказалась. При этом профессиональные навыки Петровой О.Л. не высоки.
Петрова О.Л. систематически не выполняет план по продаже продукции, по ее вине неоднократно были нарушены сроки поставки продукции покупателям.
С первых дней работы в коллективе Петрова О.Л. показала себя конфликтным человеком, не способным поддерживать диалог, вести переговоры. Неоднократно этот факт отмечали не только коллеги, но и клиенты.
За время работы Петрова О.Л. имеет несколько дисциплинарных взысканий за нарушение трудовой дисциплины: опоздания на работу, прогулы.
Непосредственные обязанности исполняет недобросовестно, не справляется с ними и не соответствует занимаемой должности.
Образец хорошей характеристики с места работы на сотрудника по требованию
Готовый шаблон для заполнения характеристики с места работы
Документ, характеризующий работника, составляется в свободной форме. Он не имеет строгой структуры. При необходимости можно воспользоваться шаблоном для заполнения, внести в него дополнения, раскрывающие все сильные и слабые стороны человека в зависимости от назначения характеристики.